Аку! Соку! Дзан!
Вот выкладываю информацию о награждении Орденом Св. Иоанна Иерусалимского при дворе Павла и о правилах ношения сей награды. А также воспоминания Рибопьера о церемониях связанных с Орденом.
Историческая справка
Старейший в Европе орден Иоанна Иерусалимского являлся высшей наградой одноименной военно-духовной общины, основанной на Ближнем Востоке крестоносцами в 1048 году. В течение своей долгой и бурной истории община не однажды меняла резиденцию, пока в первой четверти XVI века не обосновалось на острове Мальта. С 1530 года орден стал именоваться Мальтийским.
В состав ордена входили рыцари, духовенство и слуги. Во главе стоял пожизненно избираемый Великий магистр. Отличительным внешним знаком члена ордена был черный плащ с белым крестом. Позднее в боевой обстановке рыцари стали носить красные плащи для маскировки крови при ранении.
К концу XVII века относятся первые официальные связи мальтийцев с Россией. Так, они с большим почетом принимали Петра 1 Бориса Петровича Шереметьева. Великий магистр ордена в знак признания растущего могущества и влияния России возложил на российского посла крест св. Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил патент на кавалерское достоинство.
В 1798 году одновременно с вторжением Наполеона в Египет французы захватили Мальту. Рыцари ордена обратились к императору Павлу 1 с просьбой принять на себя сан Великого магистра, перенести Капитул ордена в Россию. Тот с радостью согласился и возложил на себя знаки высокого сана: рыцарскую мантию, корону, меч и крест. 29 ноября 1798 года Павел 1 издал Манифест об установлении в пользу российского дворянства орден св. Иоанна Иерусалимского и правила для принятия их в эту организацию. Герб России на недолгое время украсился Мальтийским крестом.
Права "домогаться чести быть принятым в орден св. Иоанна Иерусалимского" имел любой дворянин Российской империи. При этом претендент должен был "доказать, что происходит от предков, приобретших дворянство воинскими подвигами" и что "благородное их происхождение не менее, как за 150 лет существовало". Однако, кроме кавалеров ордена "по праву" (т.е. соответствовавших названным условиям), допускалось членство "из милости". В эту категорию включались дворяне, пожалованные Мальтийским орденом, хотя по своему происхождению не имевшие на то генеалогического права.
Император Павел 1 особо чтил орден св. Иоанна Иерусалимского, превратив его фактически в высший знак государственного отличия. Так, пожалование командорства превосходило по своей значимости даже награждение орденом св. Андрея Первозванного, ибо этим выражалось особое благоволение государя.
Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки - крест, звезду и ленту. Но лента полагалась черного цвета, а это противоречило эстетическим нормам русского бытия, жизнеутверждающей символике отечественной наградной системы: ведь черный цвет на Руси искони служил цветом траура и символом смерти. Да и форма креста была далека от каждодневно зримой православными - а потому привычной и своей.
1-я степень ордена св. Иоанна Иерусалимского (большой командорский крест): золотой восьмиконечный крест с расширяющимися раздвоенными концами ("ласточкин хвост"), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии. Верхний луч креста увенчивает большая корона европейского типа с роскошным "трофеем" из рыцарских доспехов, покрытых белой же финифтью. Крест носили на шее на широкой черной ленте. Он мог жаловаться с бриллиантами, что повышало его класс.
2-я степень ордена (командорский крест): несколько меньшего размера крест и с менее насыщенным атрибутами "трофеем". Носили на шее на более узкой черной ленте.
3-я степень (кавалерский знак): золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью. Носили на груди на узкой орденской ленте.
Ко всем степеням ордена (что для русской наградной системы тоже необычно) присоединялась матерчатая или кованая, покрытая белой финифтью, золотая звезда в виде Мальтийского креста. Ее носили на левой стороне груди левее других звезд.
Орденом св. Иоанна Иерусалимского могли награждаться и знатные представительницы прекрасного пола. Для них был установлен знак отличия двух степеней: большого креста и малого креста. Кавалерственные дамы большого креста носили орден на черной муаровой ленте через плечо. Дамы малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди.
Рибопьер о русских мальтийцах Любя вообще простоту, Павел допускал пышность в одних лишь церемониях, до которых он был большой охотник. Я был свидетелем его вступления в должность грос-мейстера державнаго ордена Св. Иоанна Иерусалимскаго. Он слишком сериозно взирал на это дело и слишком поспешно принял новый сан этот. Он роздал огромное число бальиских (bаilli), командорских и кавалерских крестов. Он заставил императрицу и всех великих княгинь и княжен носить Мальтийские кресты. Он разрешил основание командорств и кавалерств во всех семействах, которыя того просили. Он составил себе Мальтийский двор и заказал для лакеев Мальтийскую ливрею. Ему привезли частицу мощей Св. Иоанна, которая многия столетия хранилась на острове Мальте; он ее положил в Гатчине и учредил праздник в честь этого перенесения. Не обращая внимания на обеты безбрачия, он, сам супруг и отец, окружал себя женатыми Мальтийцами. По обычаю грос-мейстеров, ему понадобились оруженосцы. Он их назначил из четырех гвардейских полков: Нефедьева из Преображенскаго, Неклюдова из Семеновскаго, Опочинина из Измайловскаго и меня из Конной Гвардии. Нас нарядили в Мальтийские мундиры, и с обнаженными палашами мы окружали Государя, когда он шел церемониально или в придворную церковь или в аудиенц-залу, где между прочим он принял так называемое Мальтийское посольство. Во главе онаго находился граф Литта, с котораго папа только что снял обет безбрачия и котораго брат его кардинал Литта, в то время папский нунций в России, обвенчал с моей теткою.
Ничего не было страннее этого переряживания двора Русскаго в Мальтийцев. Сам Государь, поверх носимаго им постоянно Преображенскаго мундира, надевал далматик из пунцоваго бархата, шитый жемчугом, а поверх широкое одеяние из чернаго бархата; с праваго плеча спускался широкий шелковый позумент, называемый «страстями», потому что на нем разными шелками подробно изображены были страдания Спасителя. Слагая императорскую корону, он надевал в этих случаях венец гросмейстеров и выступал расчитанным, но в тоже время отрывистым, шагом. Тончи изобразил его в этом одеянии. Что касается до нас, гвардейских офицеров, которых сажали в тюрьму или выключали из службы за малейшее отступление от формы, за цвет сукна или подкладки, за не так пришитую пуговицу, или буклю выбившуюся из форменной прически, мы принуждены были снять свои мундиры, одеться в пунцовое одеяние с черными бархатными отворотами, вместо цветов Империи носить Мальтийскую кокарду и опоясаться мечем, вовсе не походившим на наши сабли. Однако решение сделаться Мальтийским грос-мейстером скрывало в себе честолюбивую, но высокую цель, которая могла бы оказаться весьма плодотворною, если бы она могла быть достигнута. Цель эта была доставить Русскому флоту надежную стоянку в Средиземном море и кроме того приобрести для России нравственную поддержку всего Европейскаго дворянства, сильно заинтересованнаго сохранением целости Мальтийскаго ордена.....
Историческая справка
Старейший в Европе орден Иоанна Иерусалимского являлся высшей наградой одноименной военно-духовной общины, основанной на Ближнем Востоке крестоносцами в 1048 году. В течение своей долгой и бурной истории община не однажды меняла резиденцию, пока в первой четверти XVI века не обосновалось на острове Мальта. С 1530 года орден стал именоваться Мальтийским.
В состав ордена входили рыцари, духовенство и слуги. Во главе стоял пожизненно избираемый Великий магистр. Отличительным внешним знаком члена ордена был черный плащ с белым крестом. Позднее в боевой обстановке рыцари стали носить красные плащи для маскировки крови при ранении.
К концу XVII века относятся первые официальные связи мальтийцев с Россией. Так, они с большим почетом принимали Петра 1 Бориса Петровича Шереметьева. Великий магистр ордена в знак признания растущего могущества и влияния России возложил на российского посла крест св. Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил патент на кавалерское достоинство.
В 1798 году одновременно с вторжением Наполеона в Египет французы захватили Мальту. Рыцари ордена обратились к императору Павлу 1 с просьбой принять на себя сан Великого магистра, перенести Капитул ордена в Россию. Тот с радостью согласился и возложил на себя знаки высокого сана: рыцарскую мантию, корону, меч и крест. 29 ноября 1798 года Павел 1 издал Манифест об установлении в пользу российского дворянства орден св. Иоанна Иерусалимского и правила для принятия их в эту организацию. Герб России на недолгое время украсился Мальтийским крестом.
Права "домогаться чести быть принятым в орден св. Иоанна Иерусалимского" имел любой дворянин Российской империи. При этом претендент должен был "доказать, что происходит от предков, приобретших дворянство воинскими подвигами" и что "благородное их происхождение не менее, как за 150 лет существовало". Однако, кроме кавалеров ордена "по праву" (т.е. соответствовавших названным условиям), допускалось членство "из милости". В эту категорию включались дворяне, пожалованные Мальтийским орденом, хотя по своему происхождению не имевшие на то генеалогического права.
Император Павел 1 особо чтил орден св. Иоанна Иерусалимского, превратив его фактически в высший знак государственного отличия. Так, пожалование командорства превосходило по своей значимости даже награждение орденом св. Андрея Первозванного, ибо этим выражалось особое благоволение государя.
Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки - крест, звезду и ленту. Но лента полагалась черного цвета, а это противоречило эстетическим нормам русского бытия, жизнеутверждающей символике отечественной наградной системы: ведь черный цвет на Руси искони служил цветом траура и символом смерти. Да и форма креста была далека от каждодневно зримой православными - а потому привычной и своей.
1-я степень ордена св. Иоанна Иерусалимского (большой командорский крест): золотой восьмиконечный крест с расширяющимися раздвоенными концами ("ласточкин хвост"), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии. Верхний луч креста увенчивает большая корона европейского типа с роскошным "трофеем" из рыцарских доспехов, покрытых белой же финифтью. Крест носили на шее на широкой черной ленте. Он мог жаловаться с бриллиантами, что повышало его класс.
2-я степень ордена (командорский крест): несколько меньшего размера крест и с менее насыщенным атрибутами "трофеем". Носили на шее на более узкой черной ленте.
3-я степень (кавалерский знак): золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью. Носили на груди на узкой орденской ленте.
Ко всем степеням ордена (что для русской наградной системы тоже необычно) присоединялась матерчатая или кованая, покрытая белой финифтью, золотая звезда в виде Мальтийского креста. Ее носили на левой стороне груди левее других звезд.
Орденом св. Иоанна Иерусалимского могли награждаться и знатные представительницы прекрасного пола. Для них был установлен знак отличия двух степеней: большого креста и малого креста. Кавалерственные дамы большого креста носили орден на черной муаровой ленте через плечо. Дамы малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди.
Рибопьер о русских мальтийцах Любя вообще простоту, Павел допускал пышность в одних лишь церемониях, до которых он был большой охотник. Я был свидетелем его вступления в должность грос-мейстера державнаго ордена Св. Иоанна Иерусалимскаго. Он слишком сериозно взирал на это дело и слишком поспешно принял новый сан этот. Он роздал огромное число бальиских (bаilli), командорских и кавалерских крестов. Он заставил императрицу и всех великих княгинь и княжен носить Мальтийские кресты. Он разрешил основание командорств и кавалерств во всех семействах, которыя того просили. Он составил себе Мальтийский двор и заказал для лакеев Мальтийскую ливрею. Ему привезли частицу мощей Св. Иоанна, которая многия столетия хранилась на острове Мальте; он ее положил в Гатчине и учредил праздник в честь этого перенесения. Не обращая внимания на обеты безбрачия, он, сам супруг и отец, окружал себя женатыми Мальтийцами. По обычаю грос-мейстеров, ему понадобились оруженосцы. Он их назначил из четырех гвардейских полков: Нефедьева из Преображенскаго, Неклюдова из Семеновскаго, Опочинина из Измайловскаго и меня из Конной Гвардии. Нас нарядили в Мальтийские мундиры, и с обнаженными палашами мы окружали Государя, когда он шел церемониально или в придворную церковь или в аудиенц-залу, где между прочим он принял так называемое Мальтийское посольство. Во главе онаго находился граф Литта, с котораго папа только что снял обет безбрачия и котораго брат его кардинал Литта, в то время папский нунций в России, обвенчал с моей теткою.
Ничего не было страннее этого переряживания двора Русскаго в Мальтийцев. Сам Государь, поверх носимаго им постоянно Преображенскаго мундира, надевал далматик из пунцоваго бархата, шитый жемчугом, а поверх широкое одеяние из чернаго бархата; с праваго плеча спускался широкий шелковый позумент, называемый «страстями», потому что на нем разными шелками подробно изображены были страдания Спасителя. Слагая императорскую корону, он надевал в этих случаях венец гросмейстеров и выступал расчитанным, но в тоже время отрывистым, шагом. Тончи изобразил его в этом одеянии. Что касается до нас, гвардейских офицеров, которых сажали в тюрьму или выключали из службы за малейшее отступление от формы, за цвет сукна или подкладки, за не так пришитую пуговицу, или буклю выбившуюся из форменной прически, мы принуждены были снять свои мундиры, одеться в пунцовое одеяние с черными бархатными отворотами, вместо цветов Империи носить Мальтийскую кокарду и опоясаться мечем, вовсе не походившим на наши сабли. Однако решение сделаться Мальтийским грос-мейстером скрывало в себе честолюбивую, но высокую цель, которая могла бы оказаться весьма плодотворною, если бы она могла быть достигнута. Цель эта была доставить Русскому флоту надежную стоянку в Средиземном море и кроме того приобрести для России нравственную поддержку всего Европейскаго дворянства, сильно заинтересованнаго сохранением целости Мальтийскаго ордена.....
Ради этого можно было бы терпеть любые императорские заглюки про госпитальеров.
Я, понятно, не по роли это пишу. А по жизни просто до невозможности жаль, что со смертью Павла такие блестящие возможности кончились ничем.
Leo Bonart, то есть прочим дамам этого все-таки не надо?
Ежели дамам, не имеющим прямого и непосредственного отношения к семье государевой, все-таки необходимы мальтийские кресты - ждем обнародования воли монарха.
читать дальше
Что же является оказией? Я как игрок хотела бы знать, делать мне мальтийский крест на данную игру или нет. А то ты на сборе в четверг был довольно категоричен.
Какой степени орден полагается великим княгиням?
И еще - кавалерам поблажек не будет. Сыновья мои ордена сии носить обязаны.