Картинка для привлечения внимания.
...Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь божию не ходит,
Католицкой держит крест
И постами мясо ест.
П.П.Ершов, Конек-горбунок
В церковь божию не ходит,
Католицкой держит крест
И постами мясо ест.
П.П.Ершов, Конек-горбунок
Данный текст создан исключительно как рекомендации для подготовки к ролевой игре «Гроза». А ежели кажется вам, что какие-то пункты здесь противоречат друг другу, Новому Завету и здравому смыслу – так оно ж вам не кажется… Добро пожаловать в Енск!
читать дальшеУчить наизусть и воспроизводить в точности всё ниженаписанное ни от кого не требуется - просто имейте в виду, что в Енске оно должно быть так. Если кому по жизни претит изображать православную обрядность, а персонажу это положено - не изображайте, а обозначьте - к примеру, вместо крестного знамения можно приложить правую руку ко лбу и тут же поклониться в пояс, опуская руку вниз. Вместо икон можно взять репродукции светских картин духовного содержания - но лучше такие, чтоб они хоть отдалённо напоминали иконы. Из таинств у нас моделируется только исповедь (причастие вслед за ней подразумевается, если не сказано иное), и, если вдруг дело до того дойдёт - венчание.
Неблагочестивым поведением считается демонстративное неисполнение обрядов (громкие посторонние разговоры во время богослужения, отсутствие на оном, поедание скоромного в игровой зоне в объявленное время поста, отказ от исповеди в подобающей ситуации и тому подобное). Равно неблагочестиво демонстративное игнорирование примет - к примеру “Да знаю я, что говорят, будто нельзя часы дарить… Но вот вам подарок, с Петербурга привёз!” Всё это может повлечь неприятные игровые последствия.
Город Енск издревле славится набожностью жителей его и общим благолепием. Звенит благовест на праздники, усердно блюдутся посты, и ни в малом, ни в великом не отступают горожане от Закона Божия. Хотя есть тут староверы (это зло старое, привычное), и латинской веры поляки тут в ссылке бывали (ох, лучше б не было – но надо же Государю Императору куда-то их девать), или басурманской веры человек по какой-то надобности проездом… Веротерпимость в Енске есть – как-то ко всему этому безобразию притерпелись. Но кто в православии рождён – тот в православии живи благочестиво, иначе не видать тебе царствия небесного, да и в царствии земном бед и неприятностей не оберёшься. Рабочий, к примеру, за безбожное поведение может быть оштрафован на четверть жалования; а то и на треть – Бог Троицу любит. Да и чиновнику может не поздоровиться, если справка об исповеди и причастии просрочена.
В церковь особо благочестивые люди каждый день ходят. Кто же в трудах великих во славу Божию пребывает – тем можно только по воскресеньям и большим праздникам, но вот эти службы пропускать – грешно. Также в воскресенье и в большой праздник грешно работать. Кто работников в такой день не отпустит – на том грех, ну а ежели работник, будучи отпущен, в храм не пойдёт либо где ещё трудиться будет – тогда грех уже на нём.
Причастие
Его обычно принимают перед Пасхой, в Чистый Четверг. Это день особый, и благодати тогда хватает на целый год, равно как и полученной справки. А перед тем неделю положено говеть – строго поститься, усердно молиться дома (как это кто проверит – Господь всё видит, да и домашним заметно, ты ж не один-то живёшь), не пропускать богослужений в храме (вечерня и утреня, каждый день), да избегать всякого греха. Говорят, раньше отец Митрофан либеральничал по молодости лет, дозволяя всего три дня говеть – но неправильно это, разве ж за три-то дня душу очистишь? Теперь образумился, послаблений не даёт, а если даёт, то тихо, чтоб люди того не слышали.
Отговев как следует, приходит человек на исповедь. Мелкие, житейские грехи отпускаются сразу. За грех более серьёзный (прелюбодействовал, к примеру, то есть на сторону гулял) налагается епитимья, обычно в несколько сотен поклонов. По исполнении оной над грешником читается разрешительная молитва, и он допускается к Причастию. А чтобы не допустили на долгое время, это великий грех надо совершить (он же – преступление, о котором священник обязан доложить в полицию). В таком обычно каются, уже будучи пойманы.
В этом году Пасха давно прошла уже, так что все, скорей всего, честь по чести отговели. Если у кого вдруг вышел такой грех, что не говел на Великий пост – как раз вот сейчас, на Петровский, можно восполнить. Дальнейшая просрочка – это совсем уж нехорошо. поскольку ставит под сомнение вашу принадлежность к православной вере.
Особо благочестивые люди говеют во все посты (четырежды в году), либо даже пятикратно - Великим постом дважды, он длинный. Более частая исповедь, за исключением тех случаев, когда собираешься, к примеру, жениться, помереть или в дальний путь отправиться – дело странное и сомнительное. Великий грешник ты, что ли, или в прелести пребываешь? (Хрен его знает, что такое прелесть, но это очень плохо).
Без Бога ни до порога
На всякое начинание Божья помощь призывается, с молитвой и крестным знамением. То есть крестное знамение нужно совершать, восстав от сна, отходя ко сну, перед началом трапезы и после её окончания, перед началом работы и после её окончания, отправляясь в дальний путь, возвращаясь домой, если идёшь по улице и видишь перед собою храм, если в разговоре помянута ужасть какая-то, от которой оградиться хочешь, если одолевает тебя искушение, если призываешь Бога в свидетели своей правоты (и левую руку держать так, чтоб видно было, что кукишем не свёрнута; если дело особо важное – по совершении крестного знамения глубоко поклониться, зачерпнуть ладонью немного земли и съесть её), если зевнул ненароком – перекрестить рот, а то чорт залетит, и т.д., и т.п.
Во всяком доме в красном углу (у нас это будет угол, первым заметный от входа в помещение) должны быть иконы, дабы совершать перед ними домашнюю молитву. И чтобы всё чин по чину – изображения святых не могут располагаться выше икон Спасителя и Богоматери либо быть больше их по размеру. В знак почтения иконы украшаются – рушниками (вышитыми полотенцами), цветами, вербами, освященными в Вербное Воскресенье (а кто-то, может, раздобыл и пальмовую ветвь из южных стран), березовыми веточками с Троицына дня и т.п.; здесь же хранятся святыни, привезенные с богомолья либо полученные от странников. Рядом с иконами на стене не должно быть картин хоть сколь-нибудь сомнительного содержания. (То есть ничего кроме портрета Государя Императора; но ежели оный портрет по размеру больше икон - тоже нехорошо). В заведениях нежилых, куда честной люд заходит, икона тоже должна быть, ну хотя бы одна.
На красный угол следует перекреститься и поклониться, уходя из дому, а то бесы в пути привяжутся. Также крестятся на красный угол, едва переступив порог чужого дома; делают это прежде, чем здороваются с хозяином, сколь бы важным человеком тот ни был. Если же нужно принять решение, а никак не можешь – варианты следует написать на бумажках, бумажки за иконы положить, и, помолясь как следует, взять одну не глядя – так Бог подскажет, что делать. Также можно узнать волю Божью о себе по Евангелию или Псалтыри, открыв книгу не глядя и прочитав, к примеру, верхнюю строчку. Но ежели Псалтырь с молитвами для чтения по усопшему – по ней не надо.
Кому в какой нужде молиться
Обращаться с молитвой непременно по адресу надо, к определенной чудотворной иконе либо святому угоднику – так лучше будет услышано и более действенно, чем ежели в храме стоишь, как пень, и не знаешь, кого просить-то. Если нужда велика, молитва подкрепляется обетом – пожертвовать деньги на храм, заказать ценный оклад на икону, сходить на богомолье и т.п. Хорошо помогает раздать милостыню нищим, прося их молиться о себе – расход небольшой, а убогие Господу близки. Ну и, конечно, молебен в храме заказать. Если не помогает ничего – значит, или молился плохо, или чересчур грешен.
От всех болезней вообще молиться надо святым врачам - великомученику Пантелеимону либо бессребреникам Косме и Дамиану.
От головной боли - Иоанну Предтече.
При бессоннице – семерым святым отрокам Ефесским.
При бесплодии – святым праведным Иоакиму и Анне, святым праведным Захарии и Елисавете.
При болезнях рук – иконе Богоматери Троеручица.
От холеры - иконе Богоматери Знамение.
От запоя и блуда - святому Вонифатию.
О женском целомудрии - святой Марии Египетской.
О ведренной (ясной) погоде - Илье Пророку. О дожде - ему же, но сильно не надоедая, а то разгневается и грозу пошлёт.
От грозы - иконе Богоматери Неопалимая Купина.
От потопа и беды на войне и на море - святому Николаю Чудотворцу. Ему же - от суда неправого и немилосердного, о приданом, если иначе как чудом его не раздобыть, а также от голода и от многих других бед и несчастий.
Об укрощении гнева - царю Давиду.
От вора и обидчика - святому Иоанну Воину.
О защите от колдовства и порчи - святым Киприану и Иустинии.
Дабы в разлуке с близкими тревогу уменьшить – иконе Богоматери Взыскание погибших.
Об урожае огурцов - святым равноапостольным Константину и Елене; и так далее, и тому подобное.
Петров день и Петров пост
Из великих праздников у нас ожидается день Петра и Павла (предположительно – утром второго игрового дня). Святые апостолы Петр и Павел на иконах всегда вместе, потому что они братья (а ежели какой умник в книжке иное вычитал – так пускай молчит себе тихо в эту самую книжку!). И кто-то из них, или оба по очереди, ключи от рая хранит, - вот и попробуй не уважь таких серьёзных святых. Как и во всякий великий праздник, работать в этот день грешно, особенно в поле – урожаю не будет. Что будет, если не в поле, а на фабрике, к примеру, - точно не ясно, но вряд ли что-то хорошее. Утром этого дня солнце играет (что это значит, пояснять не будем – всем, кому надо, известно). И встать бы лучше пораньше – играние солнца ладно ещё пропустить, а вот кто заутреню в великий праздник проспит, того полагается искупать, бросивши с размаху в воду, или облить водою хотя бы. Говорят, обычай этот запрещен особым указом царя Петра – но где тот указ, и царь Петр где, а обычай-то вот он.
С Петрова дня дозволяется ягоду есть, как раз вот созрела. А до того плоды нового урожая грешно вкушать любые, кроме огурцов. Почему огурцы можно – лучше не спрашивать, вдруг тоже нельзя станет?
Петров день предваряется Петровым постом (во время которого и начинаются события игры). Этот пост не очень строгий, прямо даже лёгкий, уж в сравнении с Великим-то. Кроме среды и пятницы, дозволяется рыба, а в субботу, воскресенье и престольные праздники – вино. В другие дни вино пить грех (увы, и водки, т.е. хлебного вина, это тоже касается; про пиво же здесь ничего не сказано). А вот мясное и молочное нельзя. Нельзя также белый сахар – хоть его и делают из свекольного сока, но фильтруют через костный уголь и осветляют молочной сывороткой. Неосветлённый, постный сахар – можно. Постятся все, а вкусить скоромного кто бы, может, и рад – да как бы сделать это так, чтоб люди не видали, и где бы раздобыть? А кто, постов не разбирая, скоромное всё-таки ест – у того невеста будет рябая да злобная, или ещё какой карой Бог накажет.
Кроме того, в пост грешно с бабой спать, даже с венчаной женой, а то дети больные родятся, либо здоровые с виду, но вырастут грешниками. С той бабой, которая не жена тебе, в любой день спать грешно, но это часто забывается, да и делается под покровом ночи. И свадьбы в пост не играются ни в каких обстоятельствах, даже если совсем срочность приспела – обождать придётся до мясоеда.
В пост не начинают важных дел – удачи не будет. И денег в долг не стоит давать – возвращать потом будут до морковкина заговения (т.е. до начала поста, в который морковь нельзя есть; как ни странно, таких постов всё-таки не бывает). Самому тоже лучше долгов не делать, коли совсем нужда не приперла, - мало ли какая оказия выйдет.
Нельзя в пост и волосы стричь – удачу свою отрежешь; особенно бабам и девкам нехорошо – ещё и волос жидкий станет. Хотя и мужикам бы поостеречься – кому плешивым-то быть охота?
Нельзя и шить либо иным рукоделием заниматься – зашьёшь тогда счастье своё. Если же никак иначе не обойтись – от нитки, которой шьёшь, надо кусок отрезать держать его в зубах, тогда обойдётся.
Также следует избегать всяческих увеселений, песен и плясок в том числе. Уж на что в столице грешная и суетная жизнь, но даже там, говорят, на пост балов не назначают; вот ежели танцевальный вечер, то не такой большой грех, но грех всё-таки, каяться потом будет надо.
Наипаче же в пост надлежит избегать развлечений театральных, как раз вот в Енск артисты какие-то приезжают вроде. Но надобно узнать, чего за пиесы у них. Ежели трагические, так, может, и ничего – печалиться и сокрушаться в пост не грех.
По завершении же поста, в светлый Апостольский праздник, надлежит как следует разговеться. Не так, как на Пасху бывает, - в Петров день с пережору помирать неприлично всё-таки, - а в самую меру и с превеликим удовольствием.
О делах брачных
Заключение брака - дело очень важное, и спешки оно не терпит. Поэтому свадьбы у нас вряд ли будут, разве что кто-то уже обручен. Вот до обручения дело в принципе может дойти, если случай простой, и нет к тому препятствий.
Брак заключается не во время длинного поста, не в среду, не в пятницу, не накануне среды или пятницы, не на Святки (между Рождеством и Богоявлением), не на Масленицу, не на Святой неделе (после Пасхи), не в большой праздник, не в мае, не в пору сельских работ, и так далее, и тому подобная. Не венчают - старше 80 лет, лиц духовного звания (белое духовенство рукополагают уже женатым), родственников до четвертого колена включительно, приемных родителей с приемными детьми, лиц, состоящих уже в другом браке. Никого не венчают в четвертый раз - не судьба уже, значит. Особое разрешение (на уровне благочиния, епархии или выше) нужно при родстве от четвертого до седьмого колена, на второй или третий брак, на брак православных с иноверцами. Никак нельзя без обоюдного согласия семей жениха и невесты - чтоб в порядке всё было с родовитостью, состоятельностью, здравием телесным и душевным, чтоб за невестой приданое дали, и чтоб не гулящая была, и не отдать её вперёд старших сестёр. Если жених на службе состоит - нужно согласие начальства. Без обоюдного согласия жениха и невесты тоже никак; дочь должна быть послушна воле родителей, но если вдруг упрётся и ответит отказом - свадьбе не быть.
Если все согласны, и очевидных препятствий нет - брачное намерение оглашается священником в церкви три воскресенья подряд. Если за это время не выявлено препятствий неочевидных - происходит обручение (помолвка), назначается день свадьбы, семьи жениха и невесты уже считаются свойственниками. Расторжение заключенной помолвки - дело редкое и скандальное. Обычно же в назначенный день происходит венчание, делается запись в метрической книге, скреплённая подписями не менее чем двух свидетелей, не менее трёх дней продолжаются свадебные гуляния - и после того брак считается заключенным.
Заключенный же брак должен быть нерушим - “что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Но ради слабости человеческой по церковному суду развод возможен. Делается это при доказанной измене одного из супругов (с доказательствами строго, признания виновного недостаточно, в суде должны выступить свидетели прелюбодейства, без этого никак!) При неспособности одного из супругов к брачному сожительству, заведомо бывшей у него ещё до заключения брака, но странным образом тогда не обнаруженной. При безвестном отсутствии одного из супругов более 5 лет. А также если один из супругов за ужасное преступление лишен был прав состояния и сослан в Сибирь навечно. В последнем случае дело происходит быстро, но о таких ужасах в Енске, слава Богу, знают покамест лишь понаслышке. Ещё бывает, если оба супруга по благочестию великому в монахи уйти желают, и не имеют к тому препятствий - тогда вроде тоже можно. В остальных же случаях развод - процесс муторный и неспешный, даже если подмазать где надо. Если же не подмазать, то и вовсе с места не сдвинется ничего. А лучше и вовсе с этим не связываться. Если желание супругов разойтись обоюдно, а состояние позволяет это - лучше просто разъехаться и жить по отдельности, стараясь ни в чём не препятствовать друг другу. Если же нет, как оно обычно и бывает - так и живут вместе, покуда смерть не разлучит. Пришло тут ещё из Самарской епархии веяние, что, ежели жена попытается руки на себя наложить - епитимья за грех этот страшный не только ей положена, но и мужу её; хотя чем муж-то виноват, если баба дурная попалась? У нас в Енске, впрочем, случаев таких не бывает и быть не может - такое благочестие здесь царит.
Староверы, они же старообрядцы
Так их можно назвать, если не разделяешь их заблуждений, но и обидеть не хочешь. Если ругательно - раскольники. Сами же себя они именуют древлеправославными, к примеру, или ещё как-нибудь в том же духе, а православных христиан - никонианами, или, ругательно - опять же раскольниками.
Это те, кто больше двух веков тому назад не признал реформ святейшего патриарха Никона, исправившего ошибки в богослужебных книгах по греческому образцу. В чём именно состояли те ошибки, кроме того, что крестятся староверы двумя перстами, а не тремя - знают сами староверы, а для православных людей писать здесь не будем, дабы чего не вышло. И с тех же пор раскол в России искореняют, да как-то всё не искоренят. Раскольникам нельзя строить свои храмы. И строить скиты нельзя, и подновлять уже построенные - нельзя. И богослужения совершать нельзя. И переманивать православных в свою веру нельзя, особенно священников. И высокие должности занимать нельзя. И браки их до недавнего времени не признавались, а дети считались незаконнорожденными. И самый в чём ужас - налоги они платят в двойном размере. Но тут уж как заведено - суровость мер изрядно смягчается необязательностью исполнения.
К тому же староверы крепко держатся друг друга (если одного толка, а толков много разных), меньше подвержены пьянству (так-то пьянство, и особенно курение, у них и вовсе под запретом - но слаб человек), хранят старинные обычаи (но не все чуждаются новых веяний), и к тому же весьма трудолюбивы. Так что, к примеру, богатый купец-старовер - дело обычное, и в Енске был такой, да помер, блинами объемшись. А всего раскольников в наших краях, говорят, чуть ли не до трети - но это всё ж таки брешут, Великим постом у нас почти все честь по чести говели.
Обычаи и приметы
Их в Енске великое множество, все назвать - до завтра времени не хватит. Но самое хоть основное тут перечислено, а то по незнанию беды ведь не оберёшься.
За едой не сорить, не ронять ни одной крошки хлеба, иначе будет голод и неурожай. Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой, или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Кто ест хлеб с плесенью - того все беды стороной обойдут, и если муха во щи залетела - на счастье (но муху съедать не обязательно). Из посуды что-то разбить, особенно на праздничном застолье - тоже к счастью. А вот соль просыпать - к скорой ссоре. Нельзя есть и читать в одно время - либо память проглотишь, либо, если памяти без того нету - расстройство желудка приключится. Нельзя перед зеркалом есть - зубы почернеют и выпадут. Грешно есть телятину, но вкусно. Можно ли угря есть - дело сомнительное, - но вкусно, опять же. А вот насчёт раков в иных местах сомневается, но не в Енске - тут всегда знали, что можно и нужно раков есть. У ревностных староверов чай пить нельзя, чтоб не отчаяться, и кофий нельзя - кто пьёт, ков на Христа налагает, и картошку грешно есть.
Если гости уйдут слишком рано, до того, как скатерть со стола сняли - к беде, от хозяйских невест женихи откажутся; если же гости долго слишком засидятся - вот она и есть, беда-то.
Грешно носить немецкое платье. Если же носишь - завещать надо, чтобы по смерти в русское обрядили, и в гроб положили так; тогда на Страшный Суд в пристойном виде явишься, и ничего.
Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше. Стрижеными ногтями тоже разбрасываться не стоит.
Если в беседе чихнешь, то это подкрепляет истину того, что говорится. Кроме того, иные говорят, что чихнуть в воскресенье, значит в гостях будешь; в понедельник, прибыль будет; во вторник — должники надоедят; в среду, станут хвалить; в четверг, будешь сердиться; в пятницу, письма или нечаянная встреча; в субботу, о покойнике слышать.
Правая ладонь чешется — отдавать деньги, левая — получать; локоть чешется — на новом месте спать; переносье чешется — о мертвом слышать.
Выщербленные деньги обещают прибыль, и поэтому их должно хранить в кошельке
Если мышь попортит часть свежего товара - товар от этого скоро и хорошо с рук пойдет.
Нельзя через порог здороваться - к ссоре. Вещи или деньги через порог передавать вообще никак нельзя - к бедствиям и разорению. Через окно - можно.
Кто ущемит платье в дверях, выходя из дому, тому скоро в этот же дом возвратиться.
“Чтоб тебе пусто было!” - проклятие страшнейшее. Пустые бутылки со стола убирать надо немедленно. Если навстречу баба с пустым ведром - перейти на другую сторону дороги до того, как с ней поравняешься. Если одалживал у кого-то ёмкость любую - ни в коем случае нельзя возвращать её пустой.
Перейти кому-то дорогу - отнять удачу. Если кошка перебежала - она животная неразумная, что с неё возьмёшь, всё равно не догонишь. А вот ежели человек дорогу перешел кому-то - может и по портрету схлопотать за такое.
Затеяв важное дело - говорить о нём избегают до успешного завершения, чтобы не сглазить. И если кто настойчиво об этом деле расспрашивает - сглазить может, даже и не нарочно.
Нельзя в доме или конторе свистеть - достаток просвищешь. А вот под открытым небом просвистать можно только ум, так его ж и так не было.
Ножи и ножницы, иголки и булавки дарить нельзя, к беде, к размолвкам. Но если “выкупить” эти предметы за грошик, либо слегка уколоть передателя (ясное дело, сначала предупредив) - ничего страшного не будет.
Самый плохой и зловещий подарок - часы; это - к скорой смерти, а если молодоженам - то к браку несчастливому и недолгому. Избежать беды можно, опять же, “выкупив” подарок.
Если кто помер или собрался помирать - тогда священника зовут; обратно же, если встретил священника за пределами к церкви - ох, не к добру. В последние годы то же и встречи с дохтуром касается.
P.S. А ежели священник с пустым ведром в руке и с черной кошкой на плече, весело посвистывая, через порог подарил вам часы… Тут самое время вспомнить, что “Гроза” - это трагедия вообще-то. И, похоже, именно для вас.